Официальный сайт «КРАСАВИЦЫ И УМНИКИ
Официальный сайт «КРАСАВИЦЫ И УМНИКИ
Пресса о нас

Жизнь после «Евровидения»

12-02-2008, 16:03

В конце ноября в России гостил белорусский норвежец Александр Рыбак, победитель «Евровидения-2009». Программа пребывания была насыщенной: две пресс-конференции только в Москве, несколько концертов, презентации, интервью и т.д. Даже спустя полгода после триумфа на конкурсе интерес к обаятельному музыканту не угас – его даже умудрились простодушно спросить на пресс-конференции, не боится ли он российских морозов «Послеевровиденная» карьера Рыбака – нагляднейший пример того, как нужно конвертировать свой успех. Да, он по-прежнему не очень известен в странах – законодателях музыкальной моды. Однако Александр невероятно популярен в Скандинавии и очень востребован в славянских государствах, и этого, кстати, вполне достаточно, чтобы быть успешным и богатым.

Конкурс песни «Евровидения» – никакой не «чемпионат Европы по музыке», как его иногда представляют. Он имеет самое минимальное влияние на мировую поп-музыку и расклады популярности. Та же Британия из года в год посылала на него второсортных, чуть ли не самодеятельных исполнителей, а песни-победители, вдруг ставшие общеевропейскими хитами, по-прежнему проходят по ведомству исключений из правила. Тем не менее в «немузыкальных» странах популярность «Евровидения» высока, и самые умные продюсеры давно научились превращать три – четыре недели обильного и бесплатного пиара в стартовую площадку для выведения своего артиста, например, в следующую ценовую категорию. Несмотря на низкий уровень конкурсных песен, преобладание среди участников откровенных фриков и эстрадно-самодеятельную направленность «Евровидения», это мероприятие является реальной возможностью заявить о том, что в Греции или Словакии тоже есть поп-музыка. Перед каждым «Евровидением» газеты на полном серьезе обсуждают шансы на успех албанских или македонских участников – понятно, что в остальное время года состояние эстрады этих стран никого не волнует. В России за 15 лет участия страны в конкурсе вокруг него сложился нездоровый ажиотаж, который вопреки ожиданиям не снизился даже после долгожданной прошлогодней победы Димы Билана. Поэтому, по большому счету, абсолютно неважно, как ты выступишь и какое место займешь: уровень популярности артиста повышается, даже если перед конкурсом и после его беспрестанно ругают. Любой российский участник «Евровидения» после финала может отправляться в гастрольный тур и выпускать альбом – продажи билетов и носителей приятно удивят, даже если на самом конкурсе он займет место во втором десятке. Впрочем, смекалки воспользоваться этой опцией хватило не всем – некоторые распорядились полученным паблисити совсем не по-хозяйски.

В 1994-м нам было не совсем понятно, что такое «Евровидение», с чем его едят и какие дивиденды можно получить с участия. Первой посланницей России стала Мария Кац, выступавшая под псевдонимом Юдифь с песней «Вечный странник». Она заняла вполне достойное для дебютантки девятое место, встреченное в стране с некоторым недоумением «Евровидение» дало Маше Кац некоторую известность в России, однако популярной артисткой она не стала, исполняя слишком некоммерческий репертуар. Сейчас Мария известна в первую очередь как педагог по вокалу. В утешение можно сказать, что и имена победителей того года вспомнить без справочника невозможно – это ирландцы Пол Харрингтон и Чарли Макгеттиган.

В 1995 году наши подогнали на конкурс тяжелую артиллерию в лице Филиппа Киркорова, который, правда, тогда еще не считался российской суперзвездой. Послать известного артиста додумались, а снабдить его англоязычной и «евростандартной» песней – нет. В результате Филипп со своей «Колыбельной вулкану» до сих пор удерживает антирекорд русского участия в «Евровидении» – 17-е место. Его авторитет внутри страны после этого фиаско ненадолго пошатнулся, но в долгосрочной перспективе опыт участия в конкурсе принес Киркорову неожиданные результаты: он стал таким фанатом «Евровидения», что в разных качествах (продюсера, композитора, телекомментатора) приезжает на фестиваль каждый год. Получая от этого не только удовольствие, но и пиар. К слову, победителя-95, норвежскую группу Secret Garden, забыли через пару дней после конкурса.

В 1996 году российский национальный отбор на «Евровидение» выиграл Андрей Косинский, которого на финал в Осло решили не посылать, – не хватило именно внутреннего веса и авторитета. Косинский так и не сделал карьеры в качестве сольного исполнителя, но сотрудничает с рядом звезд в качестве автора песен.

На следующий год на «Евровидение» отправили наше национальное достояние – Аллу Пугачеву, которая заняла 15-е место. Это был жесткий урок – оказалось, что голосующим европейцам абсолютно плевать на вечные российские ценности. Алла Борисовна просто не понимала, куда попала – все обкатанные на своих приемы не сработали на этом странном конкурсе со своими стандартами и традициями. Хотя пугачевская песня «Примадонна» и не была шедевром, многие россияне почувствовали себя униженными, наблюдая за тем, с каким скрипом в ходе голосования АБП набрала жалкие 33 балла. Псевдопатриоты обзывали организаторов конкурса нехорошими словами и долго стенали, что Пугачева все равно лучшая. Более разумные люди констатировали, что идея с отправкой Аллы была ошибочной. На внутрироссийской популярности певицы поездка на «Евровидение» не отразилась – о ней лишний раз стараются не вспоминать, хотя после конкурса Алла Борисовна получила практически официальное звание Примадонны. А победила в том году британская группа Katrina & The Waves, чей стаж на эстраде совсем ненамного уступал пугачевскому.

На то, чтобы учесть и исправить ошибки, ушло два пропущенных нами конкурса. Триумфальное (без шуток) возвращение России на «Евровидение» случилось в 2000 году. На конкурс была командирована дочка нефтяного магната Ралифа Сафина Алсу с прекрасным английским произношением и милой и непритязательной песенкой «Solo». Алсу обаяла Европу, но еще сильнее ее обаяли престарелые датские братья Ольсены – мы заняли второе место. Ольсенов и их сомнительную сексуальную ориентацию еще некоторое время склоняли в России, после чего братья были забыты навсегда. А Алсу извлекла из своего «серебра» массу пользы – любить ее «засуженную», стали у нас еще сильнее, она вошла в когорту звезд первой величины, подписала контракт на выпуск англоязычного альбома и уехала работать с лучшими западными продюсерами «Европейский» диск получился вполне сильным – что называется, не хуже, чем у других. Для того чтобы стать звездой мирового уровня, Алсу не хватило пиара и продюсерских усилий – надо было проявить больше настойчивости в продвижении диска. Для девушки же в какой-то момент музыка отошла на второй план – она вышла замуж, родила двоих детей, и сейчас ее сложно отнести к постоянно действующим творческим единицам. Тем не менее в России ее по-прежнему помнят, любят, приглашают вести «Евровидение» и участвовать в презентации эмблемы сочинской Олимпиады.

В 2001 году от России поехал «Мумий Тролль» – к этому времени мечты выиграть конкурс приобрели у наших национальных отборщиков осязаемые черты идеи фикс, поэтому Первый канал явно имел в виду успешное выступление латышей из Brainstorm и поторопился послать их условный российский аналог. Неудачная песня “Lady Alpine Blue” и попавший не в свою тарелку Илья Лагутенко позволили России занять только 12-е место. Многочисленные русские поклонники «МТ» отнеслись к евроавантюре кумиров как к курьезу «тролли», как полагается, поделали хорошую мину при плохой игре, рассказывая о том, что выступлением в Копенгагене смогли заинтересовать неких европейских промоутеров – никаких зримых доказательств этого интереса так и не появилось, а дальнейшие локальные зарубежные успехи Лагутенко и Ко не имели отношения к их участию в «Евровидении».

В 2002 году Россию представлял невнятный «Премьер-министр», занявший десятое место. Тогда перед конкурсом был запущен слух о том, что мы «точно выиграем, потому что всё уже куплено». Несмотря на невразумительность песни “Nothern Girl” и фантастичность сценария «покупки» первого места на «Евровидении», слух оказался очень живуч «Премьер-министр» вообще по полной программе использовал предконкурсный ажиотаж и набрал много вистов в России и постсоветских странах. Возможно, этот всплеск популярности и способствовал дальнейшей карьерной загогулине «премьер-министров»: уверовав в свою звездность, музыканты поссорились с продюсером, были в полном составе уволены из группы и лишь недавно закончили платить ему неустойку. Выиграла же в 2002-м, как утешали себя патриоты «тоже наша» – выступавшая под псевдонимом Мэри Н за Латвию Мария Наумова. Особенного толка из своей победы она не извлекла.

К 2003 году у нас неожиданно появились доморощенные мировые звезды – дуэт «Тату» вдоволь пошуровал в хит-парадах Великобритании и, конечно же, был отправлен за победой на «Евровидение». Выиграть не удалось – обожавшая Лену и Юлю Британия каким-то загадочным образом умудрилась не дать группе ни одного балла, и «Тату» остались на третьем месте. Выступление на конкурсе, пожалуй, помешали триумфальной карьере дуэта. С самоуверенностью звезд они решили петь по-русски; организаторы конкурса страшно боялись, что «татушки» выкинут в прямом эфире какой-нибудь скандальный фортель; группа намекала, что да, выкинет, но почему-то не приготовила никакого сценографического решения своего номера. В результате выступление «Тату» выглядело так: две довольно растерянные девочки бегали по сцене и пели-кричали, а камеры старались снимать их по возможности издалека. Зрители не увидели в итоге ни скандала (разбирательства вокруг пропавших британских голосов, пожалуй, не в счет), ни музыки, а учитывая, что проект привлекал музыкой и скандалами, разочарованных оказалось слишком много, что скверно сказалось на дальнейшем продвижении «Тату».

В 2004 году в политику национального отбора вмешался фактор «Фабрики звезд» – Первый канал стал использовать «Евровидение» для рекламы своего реалити-шоу, и в Турцию была отправлена самая голосистая фабрикантка Юля Савичева. Выступила она плохо – 11-е место, вялый номер, ощутимый мандраж. Может, поэтому Савичеву стали жалеть, и ее известность в России очень повысилась. Вскоре подоспел ее альбом, а на последующих сборниках лучших песен Юлии конкурсная вещь “Believe Me” занимала одно из почетных мест и вовсе уже не казалась провальной или позорной «Евровиденный» пиар савичевскими продюсерами был использован сполна. А выиграла тогда украинка Руслана Лыжичко, которая пожинает плоды стамбульского успеха «Диких танцев» уже пять лет – она продолжает работать в том же жанре и пользуется некоторым международным успехом.

В 2005-м от нас опять послали «фабрикантку» – Наталью Подольскую, которая ничем не запомнилась и заняла 15-е место. Девушку, разумеется, много ругали, но этим обильным антипиаром она пользоваться не стала и вообще активной карьере певицы предпочла статус гражданской жены Владимира Преснякова-младшего. Именно в этом качестве она сейчас наиболее известна. А выиграла конкурс гречанка Хелена Папаризу, которая после «Евровидения» даже заключила контракт с одним из мейджоров и выпустила англоязычный альбом – стандартизированный и ничем не запомнившийся.

В 2006 году наши послали Диму Билана, который загнал в рояль балерину и занял второе место, уступив лишь финским хард-роковым клоунам Lordi в страшных масках. Lordi, кстати, не пользовались особым уважением в «тяжелых» кругах: ну что с клоунов взять? Взбаламутив металлическими риффами эстрадный конкурс, финны получили более широкую известность, но воспользоваться ею не смогли в связи с упертостью своей музыкальной доктрины: их потенциальный зритель все равно обитал в хард-роковых кругах, а облегчать свою концепцию Lordi не хотели или не могли. Билан же «обиженный» монстрами, в России укрепился в статусе поп-певца № 1, повысил свою стоимость и значимость. Не обошлось, правда, без мечтаний о международной карьере, которая якобы непременно должна была заладиться после «Евровидения». Но и тому, что она как-то (пока) не заладилась, никто особенно не огорчился.

На следующий год у России «кончились звезды», и на конкурс была отправлена созданная специально под «Евровидение» группа «Серебро». Сконструированные по победным лекалам песня и проект сумели занять третье место. Надо ли говорить, что «Серебро» стало примером самого рачительного использования конкурсного потенциала? Не имея ни опыта, ни репертуара, группа сходу попала в первый эшелон поп-звезд – будущие хиты и пока единственный альбом наращивались уже на созданный «Евровидением» каркас. Продюсер Максим Фадеев продемонстрировал, пожалуй, самый изящный и оптимальный по соотношению вложений и отдачи способ запуска новой звезды.

В 2008 году Россия наконец выиграла конкурс усилиями Димы Билана, а также Евгения Плющенко и Эдвина Мартона. Победа мало что изменила в статусе самого Билана – скорее, предконкурсная шумиха вокруг Димы во многом обеспечила ему успех в зрительском голосовании. В шутке о том, что Россия будет посылать Билана до тех пор, пока ему не отдадут первое место, была изрядная доля истины. Олимпийский чемпион по фигурному катанию, скрипка Страдивари, маниакальная уверенность в успехе и поддержка сопредельных стран способствовали правильному ходу голосования, несмотря на то, что сам Билан на конкурсе выглядел не в лучшей форме.

О том, как использовал конкурсную победу чемпион-2009 Александр Рыбак, мы уже отметили в начале текста. Россию в этом году представляла Анастасия Приходько, на которую перед конкурсом вылили много грязи. Несмотря на хитовый потенциал песни Константина Меладзе «Мамо», Настя заняла только 11-е место и явно вымоталась психологически. Менее ранимый человек сейчас бы колесил по предновогодним корпоративам с той же «Мамой», а Приходько решила отдохнуть от шоу-бизнеса, устроить семейную жизнь и родить ребенка. Жаль, певицы с нестандартной индивидуальностью – редкость в нашем поп-мире, и московское «Евровидение» могло неплохо продвинуть одну из них. Ну а пока Настя ждет ребенка, а Рыбак гастролирует по России и Норвегии и шлет по мейлу предложения о сотрудничестве Эндрю Ллойду Уэбберу, одна из участниц «Евровидения-2009» вытащила настоящий счастливый билет. Англичанка Джейд Юэн (5 место) вошла в постоянный состав популярной девичьей группы Sugarbabes , а это, при всем уважении к успехам Рыбака и Билана, совсем другой уровень. Настоящий, мировой шоу-бизнес.

Вернуться на главную страницу

«Перец» или «Человек»

28.12.2015
12 ноября произошла замена телеканала «Перец» на «Че». Новый канал начал свою работу с мультиков, а также показали передачу «100 великих» и кинокартину «Доктор Ноу».

Девушкам из российской глубинки предстоит сходить в отпуск по обмену на проекте «Барышня – крестьянка»

24.12.2015
Телеканал «Пятница» начал трансляцию непредсказуемого безбашенного отпуска по обмену в новой шоу-программе «Барышня - крестьянка».

Батрутдинов и Канануха. Организаторами «Холостяка» была открыта правда об их фальшивом романе

21.12.2015
Фанаты очень возмущены! Телезрителям не нравится, что их все время обманывают, ведь на телепроекте «Холостяк» не построила реальные отношения ни одна пара.
© 2006-2011 soblazn.tv