Официальный сайт «КРАСАВИЦЫ И УМНИКИ
Официальный сайт «КРАСАВИЦЫ И УМНИКИ

29

2-12-2009, 22:47

29
Роман Андрея Рубанова "Хлорофилия" повествует о судьбе России в XXII веке. С растительной антиутопией ознакомилась Анна Наринская.

Значительная часть того, что мы привыкли считать сушей, затоплена в результате природного катаклизма. Под водой оказались Нью-Йорк и Лондон, развалины Эрмитажа стали излюбленным местом тренировок аквалангистов.

Америка вконец разжирела — "по новым стандартам каждый аэропорт, где принимаются самолеты из США, должен быть оборудован специальными дверями и проходами шириной не менее семи футов, чтобы граждане США не застревали при движении". Европа вконец обнищала — там "скучно, грязно, все голодные. Или работают с утра до ночи, или попрошайничают". В России все, наоборот, отлично. Вернее — в Москве. Но Москва и есть Россия: в этом городе теперь живет 40 млн человек — практически все население страны. И живет распрекрасно: Восточная Сибирь сдана в аренду китайцам, и почти каждый москвич получает свою долю с их платежей. "Золотой век наступил невзначай, легко и изящно — его никто не приближал, все устроилось само собой. К черту нефть, газ, древесину, прочее сырье, продажей которого когда-то пробавлялась страна. К черту русские мозги, русских изобретателей, балерин, писателей, манекенщиц, программистов, хоккеистов и невест. Русские территории — вот главный капитал нации".

Работают теперь в Москве только самые жадные, упертые и честолюбивые — остальные занимаются веселым ничегонеделанием. Девушки вставляют себе модные имплантаты из "взбитого силикона", молодые люди охотятся за "винтажными авто с бензиновым мотором", считающимися особо шикарными.

Единственное, что неприятно,— вся Москва заросла огромными стеблями травы, до трехсот метров в высоту. Чудовищное неуничтожаемое растение проросло внезапно в один прекрасный день лета 2065 года, отняв у москвичей почву и солнце. "Столица России обратилась в болото, звенящее кровососущими насекомыми. Ветер перестал продувать пространства меж зданиями, улицы превратились в ущелья, где в самые солнечные и свежие дни царил влажный полумрак".

Но жизнь довольно скоро наладилась — люди переселились в небоскребы. Самые богатые, то есть те самые жадные, упертые и честолюбивые,— на верхние восьмидесятые солнечные этажи, середняки прозябают где-то на сороковых, ниже двадцатого царит беспредел. Кроме того, нет худа без добра: выяснилось, что мякоть травы оказывает ни с чем не сравнимое наркотическое действие. И на эту субстанцию так или иначе подсело все российское население.

Все это — только диспозиция романа Андрея Рубанова. Действие "Хлорофилии" начинается лет через пятьдесят после начала "травяной оккупации". Специальный корреспондент журнала "Самый-самый" (это что-то вроде изданий Forbes и "Сноб" в одном флаконе) Савелий Герц отправляется на важное редакционное задание... Но дальше — нет, дальше нельзя сказать чтобы было увлекательно. То есть увлекательнее, чем было еще до начала собственно повествования, уже не будет. Нет, какие-то события случаются, но ближе к разгадке травяной тайны ни Савелий Герц, ни читатель не становятся. Что может уничтожить отвратительное растение? И откуда оно взялось? И в чем его смысл, кроме того, что оно символ растительного существования, которое ведут успокоившиеся и привыкшие к благополучию люди? Или даже круче. "Это наша бестолковость. Русская. В материальном виде" — это формулировка положительного героя Гоши Дегтя.

Андрей Рубанов несколько лет назад выпустил основанный на собственном опыте тюремный роман "Сажайте, и вырастет", остроумный и живой. С тех пор Рубанов еще всякое выпустил, но за "Сажайте, и вырастет" ему могло бы проститься многое, приведенная выше фраза Гоши Дегтя — в том числе.

К концу повествования концентрация изречений, подобных максиме господина Дегтя, достигает предела. Самые разные персонажи спешат высказаться в стиле передовиц провинциальной прессы. Отметить, например, что если "сто лет вывозить нефть и газ, чтоб ввозить утюги, кофеварки и малолитражные автомобили", и "сосредоточить все богатства огромной страны в одном-единственном городе, чтоб люди в нем сходили с ума от обжорства, а остальная страна утопала в говне", то это ни к чему хорошему не приведет. Или сообщить такую неординарную мысль: "Я становлюсь человеком каждый раз, когда совершаю человеческий поступок".

Подобные афоризмы и сопутствующая им несложная идеология, осеняющая текст Андрея Рубанова, заслоняют воспоминания о его былых заслугах и практически упраздняют тот факт, что замысел "Хлорофилии" не лишен остроумия. Мог бы выйти неплохой памфлет, если бы автор согласился существовать на уровне памфлета,— и тогда можно было бы заценить и "бульвар Максима Галкина, бывший Страстной", и участника телевизионного реалити-шоу, который, "дождавшись прайм-тайма, забаррикадировал окна и двери, взял топор и с криками "Я не Петухов, я — Раскольников!" зарубил насмерть и жену, и бабушку, и троих дочерей". Но автор хочет чего-то большего — чтобы было общо, внушительно, антиутопично, метафорично. Чтобы апокалипсические побеги травы прорастали сквозь московский асфальт и мы с ужасом узнавали себя, отразившихся в глянцевитых стеблях. Но отражение выходит таким бледным, что и смотреть в общем-то не на что.

«Перец» или «Человек»

28.12.2015
12 ноября произошла замена телеканала «Перец» на «Че». Новый канал начал свою работу с мультиков, а также показали передачу «100 великих» и кинокартину «Доктор Ноу».

Девушкам из российской глубинки предстоит сходить в отпуск по обмену на проекте «Барышня – крестьянка»

24.12.2015
Телеканал «Пятница» начал трансляцию непредсказуемого безбашенного отпуска по обмену в новой шоу-программе «Барышня - крестьянка».

Батрутдинов и Канануха. Организаторами «Холостяка» была открыта правда об их фальшивом романе

21.12.2015
Фанаты очень возмущены! Телезрителям не нравится, что их все время обманывают, ведь на телепроекте «Холостяк» не построила реальные отношения ни одна пара.
© 2006-2011 soblazn.tv